Правила и принципы безопасности во время пассажирских авиаперелетов
Безопасность авиаперелетов в последние годы выходит на передний план и требует максимального приложения усилий и использования самых современных технологий от отечественных перевозчиков. Правительство РФ, в рамках оптимизации усилий по обеспечению безопасности, рекомендовала авиакомпаниям обратить внимание на страны, которые считаются опасными для посещения российскими гражданами и должны быть отнесены к сфере особого внимания. Такой перечень — весьма внушителен.
Страны, опасные для авиаперелетов
К странам, куда не рекомендовано совершать авиаперелеты, традиционно относятся регионы с повышенной террористической опасностью и ведущимися боевыми действиями. Кроме того российским авиакомпаниям нежелательно совершать полеты в Казахстан, Албания, Болгария, Австрия, Великобритания, Черногорская Республика, Египет, Турция и Индия (Гоа).
В тоже время, речь идет только о рекомендациях Правительства РФ, а не о требованиях принятия конкретных мер. Куда важнее проблема общей безопасности авиаперевозок, в которых достаточно высока смертность пассажиров (1 человек/110 пассажирокилометров). И здесь от авиаперевозчиков ждут действительно кардинальных мер.
Факторы безопасности авиаперелетов
Большинство авиакатастроф по статистике — это взлет и посадка воздушного лайнера. Это достаточно сложные маневры для самолета, а также существенен человеческий фактор (опыт и поведение пилотов) и погодные условия.
Доверие к авиаперевозкам подрывают крупные авиакатастрофы, вызванные террористическими атаками (рейс Шарм-эль-Шейх – Санкт-Петербург в октябре 2015-го года, рейс из Сочи в Сирию осенью 2016-го года).
Безопасность пассажиров в зависимости от их местонахождения в салоне самолета
Как показывает статистика, немалое значение имеет месторасположение пассажиров в салоне самолета. Эксперты утверждают, что максимальная выживаемость отмечена у пассажиров, которые занимают задние места в салоне (хвостовая часть), а максимально опасными считаются места в передней части салона (например, места в бизнес-классе)
Безопасность авиаперелетов следует рассматривать как явление многогранное, и усиливать безопасность перелетов следует на всех маршрутах (как международных, так и внутрироссийских). На внутренних авиаперелетах, по статистике, террористические атаки и попытки угона самолетов случаются не реже, чем на международных маршрутах.
Чтобы свести террористическую опасность к минимуму, на воздушных судах введена практика присутствия специально обученных специалистов (вооруженный спецназ, обученный мгновенно реагировать и эффективно нейтрализовать любую вооруженную угрозу).
Дополнительно рекомендовано сотрудникам авиакомпаний создавать на борту лайнеров запасы продуктов и питьевой воды, а с летными экипажами должны проводиться регулярные инструктажи по усилению безопасности на борту и бдительности. В частности, заявляется, что важно не только своевременно обезвреживать террористические угрозы, но и принимать необходимые меры по их предупреждению, для чего в салонах лайнеров должны находиться сотрудники спецслужб.
Факторы безопасности авиационных перелетов
Безопасность перелетов самолетами зависит от нескольких важных факторов:
- Учет особенностей окружающей среды.
- Наличие материальной помощи для персонала в случае катастрофы (стимулирует качество работы экипажа судна).
- Благоприятный микроклимат в экипаже и чувство взаимовыручки.
- Оптимальные условия труда и высокая мотивация качества выполнения служебных обязанностей.
- Макрофакторы (экономическая и политическая стабильность внутри страны).
- Перспективы карьерного роста (дополнительный мотиватор высокого качества работы).
- Высокий профессиональный уровень подготовки и моральные качества командира экипажа.
Кроме того, экипажи воздушных судов должны с максимальной ответственностью относиться к ряду служебных требований — поддержанию максимальной безопасности авиаперелета, обязательному донесению о возникновении любой опасности, исключению и локализации вероятности возникновения любых рисков, высокой ответственности за пассажиров, умению контролировать стрессы и чувство страха.
Что важно знать пассажиру
Пассажир должен получить максимум информации о мерах безопасности во время авиаперелета, так как от дисциплинированности и правильности действий пассажиров во многом также зависит безопасность перелета. К советам, рекомендациям и командам экипажа пассажиры должны относиться с пониманием и выполнять требования пристегнуться, отключить электронные гаджеты и мобильные телефоны. Следует понимать, что общение пилотов с диспетчерами ведется по радио, и включенные планшеты и телефоны могут создавать ненужные и опасные помехи в радиосвязи.
Важные правила безопасности для пассажиров
При взлете и посадке воздушного судна, пассажиры должны выполнять несколько обязательных требований экипажа:
- Привести спинку кресла в вертикальное положение (чтобы при катастрофе она не заблокировала проход).
- Шторки на иллюминаторах самолета должны быть открыты (так пассажиру будет проще адаптироваться к окружающей обстановке в случае аварии).
- Откидные столики в креслах должны находиться в собранном состоянии (исключает травмы при жесткой посадке).
- Звук прослушиваемых медиафайлов должен быть приглушен.
При попадании лайнера в зону турбулентности, пассажиры должны находиться на своих местах и пристегнуться ремнями к креслам. Соблюдение спокойствия и отсутствие паники — еще одно очень важное требование. Турбулентная тряска случается часто, не является особо опасной и зависит от габаритов самолета – чем он меньше, тем вибрация сильнее.
В ходе полета
Когда воздушное судно набирает требуемую высоту и ложится на курс, требования к пассажирам значительно смягчаются. Не запрещается вставать с кресел, заниматься своими делами, принимать пищу, спать и т.д. Если же в ходе горизонтального полета возникает зона турбулентности (обычно, над Атлантикой), пассажирам необходимо занять свои места и также пристегнуться ремнями безопасности.
Общая безопасность авиаперелетов — это целый комплекс мер, в котором задействовано множество людей: экипаж самолета, пассажиры, диспетчерские и наземные технические службы. Кроме того, многое зависит от технического состояния и характеристик лайнера. Оптимальность последнего пункта — задача технических наземных служб, в полете же безопасность можно обеспечить только слаженной работой и соблюдением требований специалистов со стороны пассажиров. Только в этом случае полет пройдет безопасно.
Естественно существуют объективные и субъективные факторы, которые обязательно будут влиять на безопасность авиаперелета. Речь идет о:
- плохих погодных условиях;
- возможной неисправности и отказе отдельных систем и узлов воздушного судна;
- непрофессиональное сопровождение судна наземными службами;
- неграмотное управление самолетом;
- ошибки и сбои бортового оборудования;
- нарушение аэродинамики воздушного судна.
Опасные ситуации, в которые может попасть воздушное судно во время авиаперелета, условно принято разделять на усложненные, сложные, аварийные и катастрофические. Самая опасная из них — последняя степень, которая может привести к гибели людей. В тоже время такая ситуация считается практически невероятной. Прочие опасные ситуации также можно разделить на маловероятные, умеренно вероятные и часто повторяющиеся.
Оставьте телефон и мы перезвоним