Какие самолеты считаются самыми безопасными в мире

Еще в 2012 году американский профессор Иэн Севедж провел исследование о безопасности разных видов транспорта. Ученый соотносил количество смертей с пройденным самолетами, автомобилями и поездами расстоянием. Он выяснил, что на миллиард пассажиро-миль полета приходится 0,07 смертельных случаев, тогда как на аналогичный маршрут на машине — 7,3.

Хотя этот коэффициент относится ко всем возможным воздушным судам, даже среди них есть модели повышенной надежности. О самых безопасных самолетах в мире расскажем в нашей статье.


От чего зависит безопасность перелета

Помимо качественных заводских характеристик авиационного оборудования, в вопросе безопасности важно соблюдение требований по техническому обслуживанию. Поэтому при выборе самолета важно убедиться, что вы обращаетесь к ответственному перевозчику, регулярно проверяющему состояние судна. Например, все самолеты, которые мы предлагаем для совершения рейсов, проверяются согласно регламентам, а также проходят модернизацию оснащения.

Еще один фактор, влияющий на безопасность путешествия — погода. Конечно, в условиях сильного тумана или шторма, диспетчер не выпустит борт из аэропорта. Но на месте прилета все равно можно столкнуться с плохой погодой. К счастью, современное навигационное оборудование, спутниковые системы и контроль двигателей бизнес-джетов позволяют пилотам совершать посадку даже при слабой видимости.

Последний важный фактор — человеческий, иначе говоря, профессионализм пилотов. Чтобы обеспечить спокойный перелет, летчики посещают курсы повышения квалификации и прорабатывают сценарии действия в форс-мажорных ситуациях. Также в обязательном порядке они проходят медосмотр перед рейсом.

На частные рейсы нанимают пилотов высшего класса, в том числе поэтому они считаются более безопасными, чем регулярные гражданские перелеты. Такие летчики доказали свой профессионализм, имеют много часов полета и знают, как себя вести во время чрезвычайных ситуаций.


Рейтинг самых безопасных пассажирских самолетов в мире

Традиционно лидерами в производстве безопасных самолетов выступает американская компания Boeing и французская Airbus. Первая существует еще с 30-х годов XX века, и имеет действительно огромный авиаконструкторский опыт. Вторая появилась как главный конкурент Boeing, поэтому изначально стремилась создавать надежные воздушные суда, способные конкурировать с американской фирмой.

Так какие из выпускаемых моделей самолетов этих и других компаний считаются наиболее безопасными:

Boeing 777

Первый перелет такой самолет совершил еще в 1994 году и к настоящему моменту эти модели имеют более 20 миллионов часов налета. За все время с подобным бортом произошло одно происшествие, в которой погибли 3 человека, другие несчастные случаи не были связаны с человеческим фактором или техническим состоянием судна.

Boeing 777 — один из крупнейших воздушных судов, он вмещает от 300 до 500 пассажиров. Модель предназначена для перелетов на дальние расстояния и способна преодолеть за раз 17 000 километров.

Интересный факт: Boeing 777 является рекордсменом по пройденному за раз расстоянию — 21 601 километров.

Инженеры использовали при создании самолета максимум технологических возможностей. Борт оснащен «стеклянной» кабиной, состоящей из жидкокристаллических экранов для управления и навигации, а также системой fly-by-wire для контроля всех узлов борта. Корпус выполнен из легких композитных материалов, что позволило значительно снизить вес этой огромной машины.

Модельный ряд постоянно совершенствуется, например, последний Boeing 777X имеет двигатели GE9X — самые мощные авиационные моторы в мире на данный момент.


Airbus A380

Первый полет эта модель совершила в 2005 году и до сих пор с ней не случилось ни одного происшествия, в которой погибли бы люди, что лучше всего говорит о ее безопасности. При этом самолет не только самый надежный, но и самый большой — его максимальная вместимость 853 пассажира.

Воздушное судно способно совершать дальние перелеты до 15 400 километров. При больших габаритах самолет имеет скромный расход топлива по сравнению с Boeing 777: 3 литра на одного пассажира на 100 километров. Но эти параметры не смогли спасти модель и сделать ее окупаемой. В 2021 году она была снята с производства, оставшиеся рабочие модели сейчас эксплуатируются в основном в густонаселенных странах Азии.

Airbus A330

Широкофюзеляжный самолет для перелетов средней и большой дальности. Как и предыдущая модель французского производства, обладает экономичным расходом топлива благодаря двигателям Rolls-Royce Trent 7000. Если сравнивать с самолетами аналогичной вместительности (до 287 пассажиров) и габаритов, потребление топлива снижено на 17%.

Первый полет Airbus A330 совершил еще в 1992 году и до настоящего момента с этими самолетами произошло 13 чрезвычайных ситуаций. Большая часть из них была связана с террористическими атаками или ошибками пилотов. При этом погибшие были только в 3 случаях, один из них — тестовый полет до ввода судна в эксплуатацию.

Airbus А320

Самая старая модель Airbus в нашем списке, первый полет на ней был совершен в 1987 году. Была признана инновационной в годы выхода, так как на нее впервые установили электродистанционную систему управления, снижающая нагрузку на пилотов и влияние человеческого фактора на безопасность полета.

Самолеты оснащены двумя турбовентиляторными двигателями и имеют крылья с низким уровнем сопротивления, за счет чего снижается расход топлива. Предназначены для перелетов на малые и средние дистанции — от 3000 до 5000 километров.

За все время существования было потеряно 16 таких самолетов, при этом ни одна аварийная ситуация не была связана с конструктивными недостатками модели.


Boeing 767

Еще одна модель, выпускаемая с 80-х годов. Это двухмоторный широкофюзеляжный пассажирский самолет, вмещающий от 181 до 375 пассажиров. Лайнер имеет два двигателя и способен совершать перелеты на дальние расстояния — до 12 000 километров. Такие самолеты используются на регулярных рейсах через Атлантический океан.

Показательный случай произошел с судном в 1983 году. Из-за ошибки заправщиков бак самолета не был заправлен полностью, что выяснилось только в полёте. В результате пилотам Boeing «Планёр Гимли» удалось пролететь последние 120 километров маршрута без топлива и успешно посадить самолет. Члены экипажа и пассажиры не пострадали. Причиной инцидента стала ошибка техников, заправлявших самолет. Все другие инциденты с бортом этой модели также произошли из-за человеческого фактора, а не из-за технических неисправностей.

Boeing 757

Самолет, который ввели в эксплуатацию в 1982 году. Предназначен для перелетов средней дальности — до 6500 километров, вмещает до 243 человек. С 2004 года модель не производится, так как ее заменили более современные лайнеры. Но и сейчас часть Boeing 757 остается на эксплуатации в авиакомпаниях США, России и других стран.

За все время было потеряно 14 самолетов. В основном причинами инцидентов становились ошибки пилотов и неблагоприятные погодные условия. Случаев выхода техники на борту не было зафиксировано.

Отметим, сейчас в модельных рядах авиапроизводителей появились самолеты, которые, по заявлениям конструкторов, превосходят другие лайнеры по безопасности. К ним относятся, например, Airbus A350 XWB и Boeing 787 Dreamliner. Но на деле пока рано говорить о реальной надежности этих воздушных судов — они пролетали слишком мало миль, чтобы говорить об этом объективно.

Опубликовано в: Leading Charter Technologies