03 августа 2017

Правила и принципы безопасности во время пассажирских авиаперелетов

Безопасность авиаперелетов в последние годы выходит на передний план и требует максимального приложения усилий и использования самых современных технологий от отечественных перевозчиков. Правительство РФ, в рамках оптимизации усилий по обеспечению безопасности, рекомендовала авиакомпаниям обратить внимание на страны, которые считаются опасными для посещения российскими гражданами и должны быть отнесены к сфере особого внимания. Такой перечень – весьма внушителен.

Страны, опасные для авиаперелетов

К странам, куда не рекомендовано совершать авиаперелеты, традиционно относятся регионы с повышенной террористической опасностью и ведущимися боевыми действиями. Кроме того российским авиакомпаниям нежелательно совершать полеты в Казахстан, Албания, Болгария, Австрия, Великобритания, Черногорская Республика, Египет, Турция и Индия (Гоа).

В тоже время, речь идет только о рекомендациях Правительства РФ, а не о требованиях принятия конкретных мер. Куда важнее проблема общей безопасности авиаперевозок, в которых достаточно высока смертность пассажиров (1 человек/110 пассажирокилометров). И здесь от авиаперевозчиков ждут действительно кардинальных мер.

Факторы безопасности авиаперелетов

Большинство авиакатастроф по статистике – это взлет и посадка воздушного лайнера. Это достаточно сложные маневры для самолета, а также существенен человеческий фактор (опыт и поведение пилотов) и погодные условия.

Доверие к авиаперевозкам подрывают крупные авиакатастрофы, вызванные террористическими атаками (рейс Шарм-эль-Шейх – Санкт-Петербург в октябре 2015-го года, рейс из Сочи в Сирию осенью 2016-го года).

Безопасность пассажиров в зависимости от их местонахождения в салоне самолета

Как показывает статистика, немалое значение имеет месторасположение пассажиров в салоне самолета. Эксперты утверждают, что максимальная выживаемость отмечена у пассажиров, которые занимают задние места в салоне (хвостовая часть), а максимально опасными считаются места в передней части салона (например, места в бизнес-классе)

Безопасность авиаперелетов следует рассматривать как явление многогранное, и усиливать безопасность перелетов следует на всех маршрутах (как международных, так и внутрироссийских). На внутренних авиаперелетах, по статистике, террористические атаки и попытки угона самолетов случаются не реже, чем на международных маршрутах.

Чтобы свести террористическую опасность к минимуму, на воздушных судах введена практика присутствия специально обученных специалистов (вооруженный спецназ, обученный мгновенно реагировать и эффективно нейтрализовать любую вооруженную угрозу).

Дополнительно рекомендовано сотрудникам авиакомпаний создавать на борту лайнеров запасы продуктов и питьевой воды, а с летными экипажами должны проводиться регулярные инструктажи по усилению безопасности на борту и бдительности. В частности, заявляется, что важно не только своевременно обезвреживать террористические угрозы, но и принимать необходимые меры по их предупреждению, для чего в салонах лайнеров должны находиться сотрудники спецслужб.

Факторы безопасности авиационных перелетов

Безопасность перелетов самолетами зависит от нескольких важных факторов:

  1. Учет особенностей окружающей среды.
  2. Наличие материальной помощи для персонала в случае катастрофы (стимулирует качество работы экипажа судна).
  3. Благоприятный микроклимат в экипаже и чувство взаимовыручки.
  4. Оптимальные условия труда и высокая мотивация качества выполнения служебных обязанностей.
  5. Макрофакторы (экономическая и политическая стабильность внутри страны).
  6. Перспективы карьерного роста (дополнительный мотиватор высокого качества работы).
  7. Высокий профессиональный уровень подготовки и моральные качества командира экипажа.

Кроме того, экипажи воздушных судов должны с максимальной ответственностью относиться к ряду служебных требований – поддержанию максимальной безопасности авиаперелета, обязательному донесению о возникновении любой опасности, исключению и локализации вероятности возникновения любых рисков, высокой ответственности за пассажиров, умению контролировать стрессы и чувство страха.

Что важно знать пассажиру

Пассажир должен получить максимум информации о мерах безопасности во время авиаперелета, так как от дисциплинированности и правильности действий пассажиров во многом также зависит безопасность перелета. К советам, рекомендациям и командам экипажа пассажиры должны относиться с пониманием и выполнять требования пристегнуться, отключить электронные гаджеты и мобильные телефоны. Следует понимать, что общение пилотов с диспетчерами ведется по радио, и включенные планшеты и телефоны могут создавать ненужные и опасные помехи в радиосвязи.

Важные правила безопасности для пассажиров

При взлете и посадке воздушного судна, пассажиры должны выполнять несколько обязательных требований экипажа:

  1. Привести спинку кресла в вертикальное положение (чтобы при катастрофе она не заблокировала проход).
  2. Шторки на иллюминаторах самолета должны быть открыты (так пассажиру будет проще адаптироваться к окружающей обстановке в случае аварии).
  3. Откидные столики в креслах должны находиться в собранном состоянии (исключает травмы при жесткой посадке).
  4. Звук прослушиваемых медиафайлов должен быть приглушен.

При попадании лайнера в зону турбулентности, пассажиры должны находиться на своих местах и пристегнуться ремнями к креслам. Соблюдение спокойствия и отсутствие паники – еще одно очень важное требование. Турбулентная тряска случается часто, не является особо опасной и зависит от габаритов самолета – чем он меньше, тем вибрация сильнее.

В ходе полета

Когда воздушное судно набирает требуемую высоту и ложится на курс, требования к пассажирам значительно смягчаются. Не запрещается вставать с кресел, заниматься своими делами, принимать пищу, спать и т.д. Если же в ходе горизонтального полета возникает зона турбулентности (обычно, над Атлантикой), пассажирам необходимо занять свои места и также пристегнуться ремнями безопасности.

Общая безопасность авиаперелетов – это целый комплекс мер, в котором задействовано множество людей: экипаж самолета, пассажиры, диспетчерские и наземные технические службы. Кроме того, многое зависит от технического состояния и характеристик лайнера. Оптимальность последнего пункта – задача технических наземных служб, в полете же безопасность можно обеспечить только слаженной работой и соблюдением требований специалистов со стороны пассажиров. Только в этом случае полет пройдет безопасно.

Естественно существуют объективные и субъективные факторы, которые обязательно будут влиять на безопасность авиаперелета. Речь идет о:

  • плохих погодных условиях;
  • возможной неисправности и отказе отдельных систем и узлов воздушного судна;
  • непрофессиональное сопровождение судна наземными службами;
  • неграмотное управление самолетом;
  • ошибки и сбои бортового оборудования;
  • нарушение аэродинамики воздушного судна.

Опасные ситуации, в которые может попасть воздушное судно во время авиаперелета, условно принято разделять на усложненные, сложные, аварийные и катастрофические. Самая опасная из них – последняя степень, которая может привести к гибели людей. В тоже время такая ситуация считается практически невероятной. Прочие опасные ситуации также можно разделить на маловероятные, умеренно вероятные и часто повторяющиеся.

RSS-подписка на наши новости

По всем возникшим вопросам, связаным с "Leading Charter Technologies", вы можете обратиться в пресс-службу по телефону +7 (495) 215-01-15 или по электронной почте sales@chartertech.ru.